| |||
|
|
Эстетическое развитие В раннем дошкольном возрасте ребенок уже может переживать определенные эмоции, глядя на произведения искусства. Да что в раннем возрасте, еще в утробе матери дети воспринимают вибрации классической музыки. А когда уже сами могут видеть и слушать - результат еще более сильный. И тут уже от родителей зависит, насколько они проявят желание развить в ребенке эстетический вкус, тонкое восприятие действительности. Конечно же, произведения искусства, написанные в мажорном стиле, будут влиять на внутренний мир ребенка благотворно, и наоборот, тоскливые пейзажи, тревожные ноты в музыке могут спровоцировать плохое настроение. Именно своим настроением ребенок показывает влияние на него художественных или музыкальных творений. Картины, написанные в ярких или пастельных тонах, вызывают положительные эмоции, а первые даже бодрят. Из музыкальных произведений предпочтительна классическая музыка, именно она пробуждает тонкое восприятие мира через эмоции. Также очень важно привлекать к деятельности с художественным содержанием и самого ребенка. Обучайте его рисованию, лепке, созданию аппликации. Пусть учится выражать свое отношение к явлениям окружающего мира посредством красок и пластилина. По детским работам хорошо видно, как дети воспринимают мир. Преобладание светлых и ярких красок говорит о том, что ребенок гармоничен в отношениях с миром. И, напротив, присутствие темных тонов сигнализирует о психологическом неблагополучии, указывает на внутренние барьеры и комплексы. Самых маленьких родители могут самостоятельно приобщать к искусству. В рисовании нужно показать ребенку, какие есть способы изображения явлений природы. Например, дождик делается штрихами, а листики на деревьях – мазками. Также ребенку можно дать понять, что знакомые образы на бумаге выражаются определенными цветами краски: светофор – сразу тремя, солнышко – желтым, небо – голубым или синим и т.д. Ребенок сам должен почувствовать, какие краски ему использовать. Лепка. В этом виде занятия предложить ребенку поиграть с пластилином. От тепла рук он становится мягким, податливым и может принимать форму шарика или "колбаски". А из простейших форм легко собираются и сложные, например, снеговик – из 3-х шариков. На занятиях музыкой помогите детям научиться различать звучание разных инструментов в оркестре. Отлично тренируется слух. Танцы – очень действенный способ поднятия настроения, а кроме этого, в танцах формируется чувство ритма. Динамичные мелодии помогут двигаться в разных положениях: в паре, по кругу, на месте. Это тоже способ проявления эмоций, только на уровне тела. Для детей постарше (младшего дошкольного и школьного возраста) кроме вышеописанных методов эстетического воспитания, можно добавить еще такой вид, как кукольный театр. Посредством куклы ребенок выражает и свои эмоции, и проживает чужие, таким образом, лучше понимает взаимосвязь с миром.
Подготовка к школе
Психологическая готовность к школьному обучению:
Как воспитывать детей грамотно? Многие родители озабочены тем, как правильно воспитывать ребенка. Часто на родительских собраниях я вижу живую заинтересованность и желание родителей получить универсальный рецепт, причем чудодейственный. Рецепт первый - самый главный Для ребенка родители являются значимыми фигурами. Все, что родители говорят, внушают, тем или иным образом транслируют ребенку, оседает у него надолго (пусть не сразу и не на сознательном уровне, но на бессознательном - точно). Не раз в этом убеждаюсь, консультируя взрослых людей. Именно поэтому так важно внушать своим детям положительные установки: "Я верю в тебя!", "У тебя все получится", "Я горжусь тобой!", "Ты достоин лучшего!". Ребенок очень чутко улавливает настроение родителей. И если родитель говорит одно, а чувствует совсем другое, ребенок обязательно это обнаружит. Как? Интуитивно. У детей сильно развиты механизмы подражания - поэтому, если вы хотите что-то привить своему ребенку, делайте это сами. Рецепт второй Дети нуждаются в установлении правил и границ. Если правил и границ нет, детям не на что ориентироваться. Это может порождать тревожность, причем плохо осознаваемую, но влияющую на деятельность ребенка. Понаблюдайте за детьми, когда они играют. Они четко стараются соблюдать правила игры и спешат напомнить другому игроку, если тот нарушает их. Не стоит детям позволять все. Четкие "нельзя" с объяснением причин и вариантами последствий влияют на формирование ценностных ориентаций, а иногда спасают жизнь. Нельзя переходить на красный цвет, нельзя переходить дорогу там, где нет пешеходного перехода: во-первых, это опасно, а во-вторых - нарушение закона. Однако, если мамочка или папочка иногда сами себе разрешают "перебегать" дорогу в неположенном месте, у ребенка снова возникает противоречие, снова размываются границы дозволенного. Границы и правила должны быть ясными и четкими. Я могу еще привести парочку рецептов, и, конечно, они работают. Работают - только если их СОБЛЮДАТЬ, ПРИМЕНЯТЬ, а не просто прочитать. Но уже этих двух рецептов достаточно, чтобы убрать половину проблем в воспитании ребенка. Попробуйте! Ребенок за компьютером: творец или беглец? Дети и компьютерная зависимость Когда ребёнок получает свободный и неограниченный доступ к компьютеру, я говорю, что это ребёнок, которого родители "потеряли". Такие дети превращаются в Алису из сказки Льюиса Кэрролла и ускользают от своих мам и пап в виртуальный мир - Страну Чудес и Зазеркалье одновременно. Но вот парадокс. Эти современные вундеркинды, лопоча на профессиональном жаргоне программистов, решая в первом классе задачи, которые раньше мы осиливали только в третьем, доставляют своим родителям те же хлопоты, которые их мамы и папы полвека назад доставляли своим родителям. Они, как и прежде, трусят и капризничают, ленятся и задираются, грубят и получают двойки. И как прежде - отчаянно нуждаются в утешении и помощи взрослых. Да вот беда! Зачастую эту помощь получить не могут. Потому что понять своего ребёнка, живущего в параллельном, компьютерном, мире родителям становится все сложнее и сложнее. Как и ему нас. Выход только один: учиться говорить на одном языке заново. Вот только как? Почему сбежал Гекльберри Финн Как Творец превращается в Робота Сегодня компьютер стал неотъемлемой частью жизни даже четырехлетних детей. Что же происходит, когда мальчики и девочки садятся к экрану монитора? Человек в виртуальном мире испытывает весьма сильные чувства: острые эмоции, обратимость времени и, что немаловажно, ощущение физической безопасности. Хочу - казню, хочу - милую. Одно движение руки, и построен город. Или наоборот - уничтожено целое войско. Вот преимущества виртуального мира перед реальным. И этот мир становится более близок и знаком детям, чем настоящий, который начинает вызывать скуку, отчуждение и даже страх. Коммуникативные навыки, эмоциональная сфера маленького человека формируются прежде всего при общении с родителями и сверстниками, чтении сказок, прогулок по лесу, при взаимодействии с тем, что мы называем "живой природой". Виртуальная реальность не дает истинного представления об окружающем и формирует искаженную картину мира в том случае, когда ребенка "отдают на воспитание" компьютеру. В 1999 году в Британии были опубликованы результаты научных исследований английских психологов. Их выводы были достаточно категоричны: до десяти лет ребенку у компьютера делать нечего! Пристрастие детей до девяти-десяти лет пусть даже к развивающим и обучающим играм может замедлить их развитие, подавить интерес к обычным детским играм и контактам со сверстниками, не способствует повышению концентрации внимания и развитию воображения. Английские ученые советуют воспитывать детей, ориентируясь на традиционные методы. До 10-11 лет для ребенка гораздо безопаснее и полезнее как для физического, так и психического здоровья читать вместе с родителями книги, рисовать и играть на воздухе в подвижные игры. Наши дети зачастую бывают несносными кривляками и драчунами, нытиками и лентяями. И это говорит чаще всего об одном: мы, родители, вовремя что-то не заметили, от чего-то важного отмахнулись, не обратили внимания. Забыв, что в жизни ребенка не бывает ничего второстепенного. И что никогда больше он не будет так нуждаться в нас - внимательных и любящих родителях. А знаете ли вы, дорогие мамы и папы, что сказки бывают «мужскими» и «женскими»? Вы, наверное, сами интуитивно замечали разницу между «Золушкой» и «Тремя поросятами»? К тому же сыновья и дочери активно показывают, что какие-то сказки, притчи и легенды им более близки, а какие-то менее интересны. Чем занять ребенка летом, арттерапия Многие родители встречают лето с противоречивыми чувствами. С одной стороны, мамы и папы испытывают облегчение: наконец-то не надо будет каждое утро будить ребенка в детский сад или школу! Не надо будет мучиться с домашними заданиями, шить к праздникам карнавальные костюмы и печь на весь класс пирожки! Но, с другой стороны, ребенок целый день будет слоняться по квартире или по даче. Чем его занять? психотерапевтическое воздействие. И ещё я постараюсь помочь родителям увидеть в обычной глине, красках, бумаге, дереве и других - самых обыденных вещах то, что видит ребенок - необычное! Арттерапия - что это такое? Как вы думаете, с детьми какого возраста начинаю заниматься психологи? С двухлетками! Трудно поверить, что у таких малышей уже есть какие-то проблемы. Однако они есть и с ребенком надо работать. Но как, если он ещё плохо говорит? И тут на помощь приходит арттерапия - рисование, лепка, конструирование, театр (кукольный в том числе), музыкальные постановки и игры. Вы никогда не задумывались, для чего ребенок играет? Почему, к примеру, сын изо дня в день спасает принцессу из плена чудовища и не обращает внимание на новую машинку, а дочка вдруг начала каждый день "наказывать" игрушечную собачку? Игра дает возможность ребенку воспроизвести неосознаваемые конфликты и тем самым снять эмоциональное напряжение. Дети рисуют солнце Обращали ли вы внимание, уважаемые родители, как часто дети рисуют солнце? Был даже международный конкурс под названием "Дети рисуют солнце"! Солнце на рисунке ребенка - в какой-то степени показатель его душевного спокойствия, его психического здоровья. Солнце - символ верховной власти и защиты, высшего авторитета. Давно подмечено: малыши, в чьих душах царит разлад, выбирают для рисования черный цвет. Дети 2 - 5 лет тяготеют к "настенной" живописи.Там, где ребенок облюбовал себе место для рисования, "закройте" всю часть стены листами ватмана и периодически обновляйте "полотна". Возраст от трех до одиннадцати лет - это "золотой век" детского рисунка! Дело в том, что в этот период уровень развития невербальных форм общения выше, чем вербальных - то есть словесных. Рисунок - это зеркало, в котором отражаются представления ребенка об окружающем мире, впечатления, вызванные событиями и предметами. В рисунке воплощаются даже отдельные интеллектуальные, личностные характеристики ребенка, его опыт, результаты усвоения элементов социального опыта и человеческой культуры. Поэтому карандаши, мелки, краски для малыша, для его души - поистине "волшебные" материалы! Еще один волшебный материал- песок. Игры с песком в песочнице позволяют детям устанавливать первые контакты друг с другом, являются прекрасным средством для развития и самореализации ребенка. Играя с песком, дети узнают о его свойствах: сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду, состоит из мелких песчинок и т.д. Песок – хорошее психопрофилактическое средство. Он способен «заземлять» негативную психическую энергию и устанавливать стабильное эмоциональное состояние. В то же время песочница – прекрасное средство для установления контакта со своим ребенком, особенно, если малыш говорит плохо. В играх с песком, проигрывая волнующую ситуацию с помощью мелких игрушек и создавая определенные постройки из песка, мы освобождаем ребенка от напряжения и беспокойства и предоставляем ему возможность высказываться, развиваем речь. Что хотелось бы добавить в заключение. Лето дарит родителям и детям прекрасный материал для творчества. Это могут быть обычные речные камешки и песок на дачном участке или в парке. Еловые шишки, листья разных деревьев и цветы. Из сосновой коры можно вместе с ребенком выстругать, к примеру, целую флотилию, а из колючек репейника понаделать человечков! И всё это будет называться арттерапией. Потому что любое творчество помогает обрести душевное равновесие - как взрослым, так и детям!
|
Для слабовидящих |
Включить версию для слабовидящих |
Госуслуги решаем |
|
Поиск |
Оставить отзыв |
Я - родитель |
Телефон доверия |
проект «Культура» |